Теория решения изобретательских задач

Решая задачу, изобретатель должен пройти этапы: анализ — изменение — синтез. В соответствии с этим можно назвать основные стадии про­цесса изобретательского творчества так: аналитическая, оператив­ная и синтетическая.

На первой — аналитической — стадии изобретатель идет от об­щего к частному: от сформулированной в общем виде задачи к отысканию содержащегося в ней технического противоречия, затем к определению непосредственной причины противоречия и нахож­дению условий, при которых эта причина снимается.

Аналитическая стадия имеет исключительно важное значение для всего творческого процесса. Дело в том, что задача обычно формулируется в чрезвычайно общем, расплывчатом виде. Пытаясь сразу най­ти решение, изобрета­тель невольно начинает перебирать без всякой системы всевозможные варианты (традиционное: «А если сделать так?..»). Мысль не направлена, поиски идут по случайным путям, а таких путей — великое множество.

Ана­литическая стадия состоит в том, чтобы по­следовательно, шаг за шагом, перейти от общей, неопределенной задачи к конкретному вопросу: при каких условиях снимается при­чина технического противоречия, вызвавшего появление задачи?

Наиболее рационально разделение аналитической стадии на пять этапов:

  1. 1) Поставить задачу.
  2. 2) Представить себе идеальный конечный результат (ИКР).
  3. 3) Определить, что мешает достижению этого результата (то есть найти противоречие).
  4. 4) Определить, почему мешает (найти причину противоречия).
  5. 5) Определить, при каких условиях не мешало бы (то есть най­ти условия, при которых противоречие снимается).

Источник: «Альтшуллер Г.С. Как научиться изобретать. – Тамбов: Книжное издательство, 1961. – С. 43-52.»