Карты памяти и системы активного запоминания

Базовые правила концептуальное картирование разработал в 60-е годы профессор Джозеф Д. Новак, который, в свою очередь, исходил из теории Давид Аушубела. В дальнейшем метод развил Тони Бузан, который сравнил этот метод с методом мозгового штурма.

Майндмэппинг (mindmapping, ментальные карты, концептуальные карты) — это техника визуализации мышления. Ее можно применять для создания новых идей, фиксации идей, анализа и упорядочивания информации, принятия решений и много чего еще. Это естественный способ организации мышления. Ментальные карты (mind-map) позволяют не только структурировать информацию, но и лучше ее запоминать.

Концептуальная карта состоит из центрального объекта, вокруг которого располагаются от 3 до 10 объектов, имеющих отношение к главному объекту. Каждый из этих дочерних объектов в свою очередь окружаются 3-10 другими объектами. Полученный граф позволяет по-новому взглянуть на проблему, найти новые взаимосвязи, скрытые от привычного взгляда.

В основе интеллект-карт лежит принцип радиального принципа представления информации. Отправной точкой в таком методе представления информации является центральный образ от которого расходятся лучи к другим центрам. Над лучами пишут ключевые слова или рисуют образы, которые соединяют между собой ветвящимися линиями.

Использование карт памяти способствует эффективному мышлению:

Радиальный способ представления информации (радиальный, с помощью связи элементов между собой) больше подходит для нашего мышления, чем обычный (проговаривание вслух, когда мысли движутся потоком).

Карты памяти дают возможность увидеть проблему с разных сторон, что позволяет провести дополнительные ассоциативные связи (а следовательно найти новые мысли или лучше запомнить нужную информацию).

Это «записи, порождаемые творческим мышлением и представляют удобочитаемый план мыслей, планомерно развертывающийся по мере того, как мысли приходят в голову.

ИНТЕЛЛЕКТ- КАРТА представляет следующие возможности:

Правила оформления классических карт памяти:

Пример графического представления «проекта скорочтение»

В центре листка расположен пункт Скорочтение, к которому присоединяются другие понятия (Интернет – через Интернет можно получать информацию; обучение, альтернативы …). При анализе карты каждый сделает свои выводы, например, вывод о том, что часть информации о скорочтении можно получать бесплатно через форумы или тот факт, что перед чтением нужно осознать необходимость читать именно это, именно здесь именно сейчас.

Настоятельно рекомендую использовать мозговые штурмы в виде графа. Данный способ представления информации хорошо загружает проблему в подсознание. Даже если у вас есть железная уверенность в том, что ни чего нового нельзя придумать, лучше использовать еще один шанс. Набросайте проблему на листке. Потом отложите листок в сторону и через некоторое время вернитесь к рассмотрению проблемы – возможно к этому времени подсознание даст ответ.

Выводы по разделу "Графическое представление информации"

Как можно более широко используйте перекодировку текстовой информации в графический вид. В процессе перекодировки активизируется память. Графическое представление информации становится более наглядным, по сравнению с текстовым, и побуждает к новым размышлениям и идеям, ведь удачно составленная картинка позволяет охватить всю проблему в целом.

Попытки представить полученные знания в виде графа активизируют мышление и задействуют спящие центры мозга.