Тренировка психических мышц - Эмоции и целеполагание

Эмоции можно рассматривать как активное состояние специализированных структур мозга, побуждающих изменить поведение в направлении минимизации (отрицательные эмоции) или максимизации (положительные эмоции) этого состояния.

Сила эмоций определяет величину ресурсов организма, необходимых для реализации задачи после поступления раздражителя. Чем сильнее Вы испуганы, тем сильнее будет биться сердце, тем с большим рвением Вы броситесь убегать или броситесь на того, кто Вас пугает.

Эмоции переключают внимание (внимание – главная способность психики, которую мы используем в скорочтении).

При конкуренции доминант, определяющих распределение внимания, побеждает наиболее эмоционально окрашенная доминанта. Чтобы погасить неприятное воспоминание, нужно вспомнить более сильное эмоционально окрашенное положительное впечатление.

Эмоции формируют и закрепляют стереотипы (поведенческие программы) . Внешнее воздействие (раздражитель) , в качестве которого может выступать различие между преследуемой целью и достигнутым результатом, находит свое отражение в психике человека в виде эмоции, которая выбирает (активизирует) ту или иную программу действия для уменьшения раздражающего сигнала.

Эмоции – это одно из средств достижения цели. В этом смысле эмоции – это шаг к цели. Небольшие положительные эмоции и небольшой успех подстегивают чувство надежды и веру в достижение цели.

Как тут не вспомнить Осла, идущего за пучком травы, который повесил перед ним его хозяин. Целеполагание без эмоций – бесплодно.

Чтобы повлиять на общественное мнение по поводу войны, средства массовой информации показывают зверства противника или плачущих под бомбардировками детей. Сильные эмоции выводят пассивного слушателя из состояния покоя и переводят его в нужное пропагандистам состояние. Пользуясь методами СМИ, человек сам может эмоционально погружать себя в то или иное эмоциональное состояние, обеспечивающее ему более быстрое движение к цели.

Человек должен получать положительные эмоции.

Производился анализ поведения крыс и людей в лабиринте. Оказалось, что крысы и люди имели схожее поведение при наличии еды у выхода лабиринта. Однако, когда еду убрали, крысы быстро прекратили исследования лабиринта, а люди продолжили исследовательские действия: человек не может жить без эмоций, связанных с познавательной деятельностью! Роль эмоций очень велика. Они – фермент для интеллекта.

Весьма схематично психику человека можно разделить на три сферы – волевую, интеллектуальную и эмоциональную. Интеллект человека совместно с волевой сферой формирует шкалу ценностей (целей) , располагает их (цели) по приоритетам и осуществляет свободу выбора (выбора цели) . Этой целью может быть интеллектуальное развитие и работа над собой. Одновременно выбирается и средство достижения цели. Воля и интеллект человека воздействуют на эмоции, на их проявление и развитие, а главное (в данной ситуации) – на их прагматическое использование.

Эмоции зависят не только от степени достижения цели, но и от предварительной работы по выбору цели. Цель выбирается как одна из точек в пространстве (шкале) ценностей. Например, для «трудоголика» работа является высшей ценностью, а материальное вознаграждение играет второстепенную роль. Этот человек получает удовольствие от своей деятельности и готов работать круглосуточно. Далекая цель и постепенное продвижение к ней вызывают у него наиболее сильную эмоцию.