Чтение без проговаривания слов

До Крестовых походов ( X - XII века) люди читали вслух. Чтение "про себя" начало распространяться с периода раннего Возрождения. Алескандрийская библиотека, уничтоженная в 390 г. представляла огромный каменный зал, разделенный на множество "кабинетов", в которых человек мог читать лежа. В то время не существовало понятия "читать про себя", читали только "вслух". Поэтому были предусмотрены толстые перегородки, которые прочно изолировали звук, иначе бы посетители мешали бы друг другу.

До информационной революции люди читали медленно и вслух. Например, Вашингтон читал утренние газеты только вслух. Он внимательно вслушивался в текст, бубнил и мешал своим соседям. Вашингтон утверждал, что чтение вслух помогает ему уяснить смысл текста и отделить правду от лжи.

А теперь давайте представим, что данную статью Вы вместо того, чтобы быстро пробежать глазами, начинаете читать вслух, смакуя каждое слово. Сколько Вы успеете прочитать за отведенные на статью пять минут? Предложение? Абзац? – А ведь жизнь не ждет, она торопит. Поэтому для увеличения скорости чтения большинство людей читает молча.

Если Вы читаете молча, не бубните, не шевелите губами и не двигаете языком во время чтения, то это вовсе не означает, что Вы читаете без использования центра мозга, отвечающего за разговорную речь. Слова все равно превращаются сначала в звуковые образы, а потом в незвуковые формы (смысловые образы).

Большинство людей воспринимают текстовую информацию сначала звуковыми образами, а лишь затем перекодирует информацию в визуальные или чувственные смысловые образы.

Проговаривание слов состоит из двух этапов:

Количество внутренней речи зависит от умственной организации читателя. Например, люди с аудиальным способом мышления будут больше проговаривать слова.

Читатели, которые озвучивают текст, не могут читать быстрее, чем они говорят, то есть со скоростью 180 слов в минуту. Читатель, который озвучивает текст, концентрирует внимание на словах и бессознательно старается запомнить их, однако, запоминание мешает пониманию – в этом и есть самый большой недостаток проговаривания слов во время чтения.

Один из действенных способов избавиться от привычки проговаривать, это читать активно (вовлекать в процесс чтения свои предыдущие знания, активно соглашаться или не соглашаться с автором).

Полностью избавиться от внутренней речи невозможно. Внутренняя речь может быть полезной и вредной. Если внутренняя речь читателя — это повтор слов автора, то это — плохо. Если же внутренняя речь — это сопровождение деятельности читателя, то это хорошо.